Блок 3. Разбираем нормы Закона «О защите прав потребителей» на примере кейсов
Спикер – Екатерина Кухарева, руководитель ООО «СейфИнфо», начальник отдела практической медиации УПУ «Центр “Медиация и право”», практикующий юрист, медиатор, магистр права, имеет опыт работы в должности судьи суда Ленинского района г. Минска, специализировалась на рассмотрении гражданских дел, в том числе по спорам о защите прав потребителей
• Распространяется ли действие Закона «О защите прав потребителей» на отношения, возникающие из смешанного договора, который включает как условия договора поставки, так и условия договора оказания услуг?
• Распространяется ли действие данного Закона в случае, если услуги для потребителя оказывает самозанятый (на основании договора, заключенного с организацией)?
• Односторонний отказ потребителя от исполнения договора исполнителем.
Кейс: Физическое лицо 1 приобрело сертификат на N cумму бел. руб. и передарило его физическому лицу 2. Физическое лицо 2 требует вернуть деньги, и одномоментно физическое лицо 1 прислало претензию следующего содержания: «Я, ФИО, заключил с Вашей организацией договор об оказании услуг … (дата и номер) (подразумевает сертификат). На сегодняшний день необходимость в оказании услуг Вашей организацией отпала. В связи с этим я в одностороннем порядке отказываюсь от исполнения договора с Вашей организацией согласно ст. 38-1 Закона “О защите прав потребителей”. За нарушение срока, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены выполнения работы». Как разрешить данную ситуацию?
•Если потребитель требует расторгнуть договор, будет ли это считаться расторжением в одностороннем порядке?
•Право требования расторжения договора, не подписанного сторонами, и неустойки за просрочку сроков удовлетворения требования о расторжении договора.
•Гарантия и гарантийный срок.
Кейс: Производитель установил гарантийный срок на водонагреватель 2 года (срок службы ‒ 7 лет). Спустя 4 года со дня приобретения товара к изготовителю обратился покупатель с требованием вернуть стоимость товара (водонагреватель поржавел и сквозь швы стала просачиваться вода, что, по его мнению, свидетельствует о заводском браке). Должен ли производитель выполнить требование покупателя?
Кейс: Распространяется ли Закон «О защите прав потребителей» на интернет-площадку Ozon.by? Например, приобретаемый товар имеет гарантию производителя 2 года. Что необходимо учесть при приобретении товара, рассчитывая на продолжительную гарантию?
•Претензия по качеству.
Кейс: Потребителем приобретены очки, изготовленные ООО «О» на основании рецепта потребителя, который был выписан врачом-офтальмологом в поликлинике. Очки изготовлены из материалов ООО «О» (линзы, оправы). У потребителя возникли претензии по качеству очков. Чек потребителю после получения очков содержал 3 позиции: линзы, оправа, работа. Какие нормы Закона «О защите прав потребителей» при рассмотрении претензии потребителя следует применить: нормы, которыми определены права потребителя при реализации ему некачественного товара, или нормы, регулирующие права потребителя при реализации некачественных работ (услуг)?