Спикер: Антон Викторович Богатко, юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок
1.Рекомендации по повышению эффективности закупочной деятельности с учетом категорий заказчиков (организаторов):
-заказчик – заказчик строительной деятельности;
-заказчик – подрядчик (проектировщик, генподрядчик, подрядчик, субподрядчик);
-заказчик – инженерная организация;
-организатор – инженерная организация / иное лицо.
2.Рассмотрение кейсов по теме: «Цена договора и порядок ее изменения в ходе исполнения договора».
Кейс 1: Заказчик заключил с нерезидентом договор государственной закупки в 2024 г. Предмет государственной закупки – комплект технологического оборудования (далее – товар), по которому предусматривались определенные сроки поставки товара.
Однако у нерезидента возникли проблемы (с учетом устных переговоров) по сроку производства и поставки отдельных единиц в составе комплекта товара, что влияет на срок поставки всего комплекта товара. Нерезидент указывает, что такие отдельные единицы в комплекте поставки товара предусматривались к закупке у иного поставщика с последующей интеграцией в состав комплекта.
Поставщик отдельных единиц комплекта товара в одностороннем порядке отказался от исполнения договора и поставки таких единиц нерезиденту. В связи с этим нерезидент разместил заказ на такие единицы у другого поставщика, но сроки изготовления и поставки оказались несопоставимыми с теми, из которых исходил нерезидент при формировании предложения на процедуру государственной закупки с учетом наличия предварительной договоренности с первоначальным поставщиком и далее, после заключения договора государственной закупки с заказчиком, с учетом сроков поставки по договору между нерезидентом и поставщиком.
Вопросы к кейсу 1:
1. Возможно ли изменить срок поставки по договору государственной закупки путем заключения соглашения к нему?
2. Возможно ли изменить срок поставки по договору в аналогичной ситуации при закупке товара за счет собственных средств заказчика?
Кейс 2: Необходимо провести 4 закупки по одному и тому же объекту (закупка проекта с прохождением госэкспертизы, закупка работ по модернизации здания, закупка услуг технического надзора и закупка услуг авторского надзора). По всем закупкам, кроме подрядных работ по модернизации, источник финансирования — внебюджетные средства, по работам — бюджетные средства.
На стадии перечисления аванса подрядчику казначейство отклонило оплату, ссылаясь на то, что в заключении госэкспертизы указано — «за исключением бюджетных средств».
На этапе разработки проекта заказчик не знал, какое будет финансирование и будут ли выделены средства из бюджета на проект, поэтому закупка на разработку проекта проводилась за счет внебюджетных средств.
Что нужно сделать для того, чтобы произвести оплату аванса подрядчику по заключенному с ним договору подряда по результатам государственной закупки, учитывая тот факт, что для заключения договора с проектной организацией тоже проводилась процедура закупки, но за счет внебюджетных средств?
Кейс 3: В 2024 г. проведена процедура государственной закупки по предмету «подрядные работы в сфере строительства с определением участника-победителя и заключением договора государственной закупки». Вид процедуры государственной закупки ‒ процедура государственной закупки из одного источника. Основание применения ‒ п. 7 приложения к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».
На данный момент по инициативе подрядчика возникла непредвиденная и непрогнозируемая на дату проведения процедуры государственной закупки невозможность исполнения обязательства подрядчиком без изменения условий оплаты в части порядка оплаты в отношении целевых авансов, с учетом графика платежей, предоставление которых предусмотрено в договоре государственной закупки, заключенном по результатам проведения процедуры государственной закупки из одного источника. С учетом условий договора государственной закупки предусматривается выдача целевых авансов, их размер не установлен. Однако имеется условие их предоставления: «Перечисление целевых авансов производится по письменной заявке Генподрядчика за подписью руководителя или лица, им уполномоченного, и главного бухгалтера, оформленной на фирменном бланке предприятия (филиала), заверенной печатью».
С учетом основания, предусмотренного абз. 13 подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"», вправе ли заказчик заключить соглашение к договору государственной закупки и изменить сроки и условия оплаты?
3.Рассмотрение кейсов по теме: «Дополнительные работы, изменение сроков исполнения обязательств».
Кейс 1: По результатам закупки за счет собственных средств подрядчик приступил к выполнению строительно-монтажных работ. В процессе их выполнения образовались дополнительные работы, что влечет нарушение срока выполнения СМР по договору.
Можно ли в данной ситуации продлить сроки выполнения СМР? Если да, то как это оформить документально?
Кейс 2:
По результатам государственной закупки заключен договор подряда на осуществление работ по текущему ремонту, а также проведена процедура государственной закупки, по результатам которой заключен договор на осуществление технического надзора за текущим ремонтом на объекте. В ходе выполнения работ были выявлены дополнительные работы и возникла необходимость в заключении дополнительного соглашения к договору подряда об увеличении стоимости работ и сроков их выполнения.
Вопросы к кейсу 2:
1. Нужно ли вносить изменения в договор на осуществление технадзора и если да, то какие?
2. Нужно ли вносить изменения (в аналогичной ситуации) в договор на осуществление технадзора, заключенный в результате проведения закупки за счет собственных средств?
4.Рассмотрение кейсов по теме: «Закупка оборудования и техники».
Кейс 1: Организация возводит котельную. В проектной документации в разделе «Оборудование» указано: «Насос питательный G = 12 м3/ч, Н = 160 м, U = 380 В, P = 11 кВт, тип, марка ‒ CR 15-14, производитель ‒ Grundfos». Фактически закуплен и поставлен центробежный насосный агрегат с характеристиками, не отличающимися от проекта.
Необходимо ли вносить изменения в проектную документацию для изменения названия закупленного оборудования, как в ТТН?
Кейс 2:
В процессе строительства объекта необходим кран определенной грузоподъемности. Заказчик принимает решение приобрести такой кран за счет собственных средств. Он будет необходим не только для строительства указанного объекта, но и для других объектов заказчика, а также для оказания услуг другим лицам.
Чем следует руководствоваться при закупке крана ‒ постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» или Порядком закупок за счет собственных средств при строительстве объекта, действующим у заказчика?
Ответы на вопросы. Рекомендации