Наши новости

Новое в исполнительном производстве

23 февраля, в рамках онлайн–интенсива «Новое в исполнительном производстве», с участием Алексея Корочкина, адвоката Адвокатского бюро «Бюро 24», кандидата юридических наук, доцента, рассмотрели самые важные изменения, касающиеся исполнительного производства, предусмотренные Законом «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства», вступающие в силу уже в этом году.

Основные тезисы мероприятия:

  • Обязанность взыскателя предъявить исполнительный документ в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания в бесспорном порядке денег со счетов должника - индивидуального предпринимателя или юридического лица до предъявления исполнительного документа к исполнению в орган принудительного исполнения заменена правом взыскателя осуществить данное действие.

  • Удовлетворение требований, имеющих социальную направленность будет осуществляться во вторую очередь. При недостаточности взысканных с должника денежных средств удовлетворяться требования будут пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме. Также повышается очередность удовлетворения требований о взыскании сумм в бюджеты государственных внебюджетных фондов (взносы на государственное социальное страхование).

  • Изменяется подход к проведению переоценки арестованного имущества должника в тех случаях, когда в установленный законом срок имущество не реализовано. Вместо одной переоценки, которая проводится в соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве и составляет до 20% от первоначальной стоимости имущества, будет проводиться четыре переоценки имущества. При этом установлен фиксированный размер переоценки арестованного имущества, составляющий 20% от первоначальной стоимости.

  • Вносятся изменения и в процедуру проведения торгов, в том числе электронных. В случае, когда покупатель имущества на торгах (электронных торгах) не оплачивает стоимость, за которую купил имущество, либо если устанавливается, что он не имел права участвовать в торгах, такое имущество сможет приобрести участник торгов, который не был победителем торгов, но сделал предпоследнюю ставку.

  • По ходатайству должника до истечения срока для добровольного исполнения исполнительного документа судебный исполнитель вправе продлить предоставленный должнику срок для добровольного исполнения исполнительного документа, если признает причины, по которым требования исполнительного документа не могут быть исполнены в срок для добровольного исполнения, уважительными. Срок для добровольного исполнения исполнительного документа может быть продлен один раз не более чем на семь дней.

  • Предоставление судом, иным уполномоченным органом (уполномоченным лицом) отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа будет основанием для приостановления исполнительного производства. В настоящее время эти обстоятельства являются основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю и окончания исполнительного производства.

  • Направление исполнительного документа по месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов исключается из оснований для окончания исполнительного производства.

  • Основания прекращения исполнительного производства, которые исключает новая редакция Закона:

  1. предоставления должнику рассрочки исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом;
  2. прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания по основаниям и в порядке, установленным ПИКоАП Республики Беларусь;
  3. отсутствие у должника денежных средств и (или) иного имущества, на которые может быть обращено взыскание по исполнительным документам о взыскании сумм в доход государства до десяти базовых величин, а также свыше десяти базовых величин по истечении одного года после приостановления исполнительного производства в соответствии с абзацем десятым статьи 49 Закона об исполнительном производстве.
  4. исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, с соответствующей отметкой судебного исполнителя возвращается в суд, иной уполномоченный орган (уполномоченному лицу), выдавшим этот исполнительный документ.

  •  Новые основания прекращения исполнительного производства:

  1. заключение между взыскателем и должником медиативного соглашения;
  2. прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости;
  3. отказ взыскателя от получения имущества, подлежащего передаче взыскателю на основании исполнительного документа;
  4. вступления в силу законодательного акта, устраняющего административную ответственность или противоправность деяния;
  5. освобождение от административного взыскания по решению Президента Республики Беларусь, Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней;
  6. истечение установленного законодательными актами срока давности исполнения исполнительного документа

  • Изменения в процедуре обжалования (опротестования) действий (бездействия) судебного исполнителя

  • Закон предусматривает внедрение в исполнительное производство системы мотивации при реализации сторонами института медиации. Заключение между взыскателем и должником соглашения о применении медиации будет основанием для приостановления исполнительного производства. А также в случае заключения между взыскателем и должником мирового соглашения или медиативного соглашения при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер будет составлять всего 50% от установленного

  • Отдельные концептуальные изменения направлены на развитие информационных технологий в деятельности органов принудительного исполнения. Например, появится возможность направлять процессуальные документы сторонам исполнительного производства в электронном виде, что повысит оперативность их получения.

  • Судебный исполнитель сможет принимать меры по временному ограничению права должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), права на охоту. По действующему законодательству это компетенция суда

  • В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка права (требования), перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) при отсутствии спора о праве относительно факта правопреемства и круга лиц, являющихся правопреемниками, подведомственного суду, судебный исполнитель по письменному заявлению стороны исполнительного производства или по собственной инициативе производит ее замену. Замена стороны исполнительного производства возможна на любой стадии исполнительного производства после возбуждения исполнительного производства и до его окончания. Для стороны исполнительного производства после ее замены все исполнительные действия, совершенные до ее вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства до ее замены

В ходе мероприятия были рассмотрены не только нововведения по существу, но и даны комментарии относительно их практического значения, освещены нюансы, проведена сравнительная характеристика с действующими нормами. Также слушателям получили практические рекомендации по возникшим в ходе мероприятия вопросам, касающимся исполнительного производства.


Приобрести видеозапись с мероприятия вы можете у нас на сайте. Ознакомиться с подробной программой интенсива и стоимостью можно по ссылке.