Разбор проблемных кейсов
Спикер – Малиновский Евгений Иосифович, адвокат специализированной юридической консультации г.Минска «Технологии и право». Специализируется на оказании юридической помощи в сфере таможенного дела, перевозок и логистики. Автор публикаций по теме перевозок, транспортно-экспедиционной деятельности, вопросам таможенного законодательства. На протяжении 20 лет на постоянной основе сотрудничает с Международным союзом автомобильного транспорта (IRU), ассоциацией БАМАП, белорусскими и зарубежными транспортными компаниями. Являлся членом рабочей группы по вопросам совершенствования норм административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности, созданной при Министерстве экономики Республики Беларусь, членом Научно-консультативного совета при Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по законодательству 1. Белорусская организация Б. отправляет произведенное сельскохозяйственное оборудование в Хараре (Зимбабве). Для этого организация Б. обратилась к компании-экспедитору А. Самым выгодным вариантом является доставка груза автомобильным транспортом до Еревана (Армения), оттуда авиаперевозка до ОАЭ, откуда на судне оборудование доставляется в порт Бейра (Мозамбик). Последний участок (Мозамбик-Зимбабве) груз преодолевает ж/д транспортом.
- Как будет выглядеть пакет документов, необходимых для заключения с каждым из фактических перевозчиков, для компании А?
- Оборудование было повреждено и вышло из строя. По документам одно повреждение зафиксировано в аэропорту ОАЭ при выгрузке из самолета, второе – в порту Бейра при погрузке в ж/д контейнер. Как определить ответственность фактических перевозчиков? Имеет ли смысл говорить про солидарную ответственность в данном случае?
2. Организация-экспедитор заключила с заказчиком договор мультимодальной перевозки груза, экспедитором были привлечены несколько фактических перевозчиков для осуществления транспортировки груза (ж/д+авто). В результате стоимость услуг перевозчиков превысила сумму вознаграждения экспедитора по договору с заказчиком. Каков алгоритм действий для экспедитора? Каким образом документально оформить уплату заказчиком разницы между первоначальной стоимостью и фактической стоимостью перевозки?
3. Экспедитор выполняет транспортно-экспедиционные услуги по мультимодальной перевозке со склада в Республике Беларусь до железнодорожной станции в Монголии. В пути груз будет около двух недель. Какое число стоит указывать как дату совершения операции в акте оказания услуг (дату отправки груза из Беларуси/дату попадания груза к получателю)? В какой момент грузоотправитель считается исполнившим свою обязанность по отправке груза?
4. Допустимо ли указать в качестве даты совершения операции и составления акта оказания услуг дату отправки контейнера с грузом со станции отправления в Беларуси?
5. Белорусская компания-перевозчик заключила с транспортной компанией договор на перевозку груза по маршруту Аэропорт Минск - ПВТ. Данный участок – последний участок маршрута транспортировки груза в рамках мультимодальной перевозки из Шанхая в Беларусь. Среди сопроводительных документов: авиационная, железнодорожная, международная товарно-транспортная накладные, инвойс и др. документы. Какая ставка НДС будет у компании перевозчика? Имеет ли она право на применение НДС 0%?
6. Мультимодальная перевозка оформлена ТТН-1. При этом, груз едет со склада белорусского грузоотправителя в контейнере до железнодорожной станции в Польше, где оформляется Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении. Оттуда на поезде груз доставляется в порт в Клайпеде, затем плывет до Морокко по коносаменту. Правильно ли оформлена ТТН из Беларуси до Польши?