Спикер:
- Томашевский Кирилл, лектор Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь, председатель ОО «Сообщество трудового права», профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин и профсоюзной работы Международного университета "МИТСО", доктор юридических наук, профессор с практическим и педагогическим опытом в области трудового права более 20 лет, в прошлом – редактор журнала «Юрист» (6 лет), главный редактор журнала «Трудовое и социальное право» (11 лет), автор около 700 публикаций;
- Шакель Надежда, лектор Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь, юрист ООО «Степановский, Папакуль и партнёры. Юридические услуги», к.ю.н., доцент, автор публикаций на тему защиты персональных данных;
Модератор – Соколовская Татьяна, юрист с опытом практический работы более 15 лет, руководитель юридической службы государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета Белорусского государственного университета.
1.Ошибки, возникающие до оформления трудовых (служебных) отношений:
Кейс 1. Хранение резюме кандидата
Кандидат-1 разместил свое резюме на сайте, предназначенном для поиска работы. Поскольку резюме является общедоступным, наниматель рассматривал кандидатуру соискателя без получения согласия на обработку персональных данных.
После рассмотрения наниматель сделал выбор в пользу кандидата-2, а данные кандидата-1 остались в базе резерва кадров. Впоследствии резюме кандидата-1 было удалено с сайта.
Является ли правомерной дальнейшая обработка его (кандидата-1) персональных данных в случае, если резюме было удалено?
Кейс 2. Получение согласия кандидата об истребовании характеристики с прежнего места работы
В организации готовы принять на работу сотрудника на руководящую должность. Во исполнение требований Декрета от 12.10.2021 № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» кандидату предложили дать согласие на истребование характеристики с прежнего места работы. Кандидат отказался.
Обоснованны ли действия кандидата и нанимателя?
2. Ошибки при оформлении трудовых (служебных) отношений и в процессе трудовой (служебной) деятельности
Кейс 1. Обработка персональных данных организацией, входящей в состав холдинга
Организация входит в состав холдинга. Она заключает с физическими лицами гражданско-правовые договоры. При заключении договора физическое лицо подписывает согласие на обработку персональных данных.
В тексте согласия указано, что обработка персональных данных лица осуществляется в том числе в целях включения его персональных данных в базы данных компаний, входящих в состав холдинга, для формирования перечня контрагентов – физических лиц для заключения с ними договоров иными компаниями – участниками холдинга. Перечень организаций, входящих в состав холдинга, указан.
Имеются ли в данной ситуации нарушения законодательства о защите персональных данных?
Кейс 2. Передача персональных данных работника при направлении в заграничную командировку
Наниматель направляет работника в командировку за границу, в том числе в страны, на территории которых не обеспечивается надлежащий уровень защиты прав субъектов персональных данных.
Перед направлением в командировку в целях бронирования номера в гостинице (аренды квартиры) арендодателю предоставляются списки работников с указанием фамилии, имени и отчества, паспортных данных и пр.
Является ли такая обработка персональных данных трансграничной передачей и нужно ли в этом случае получать согласие работника?
Кейс 3. Выдача работнику доверенности: нюансы соблюдения законодательства о персональных данных
Для получения материальных ценностей работнику выдается доверенность.
Как ее оформить, чтобы соблюсти законодательство о персональных данных? Какие требования необходимо учитывать?
Кейс 4. Видеонаблюдение на рабочем месте
Для контроля за работой сотрудника организация разместила видеокамеру над его рабочим местом.
Надо ли об этом уведомлять сотрудника? Будет ли ведение такой видеозаписи нарушением законодательства о персональных данных? Как поступить с видеозаписями?
3.Ошибки, возникающие после прекращения таких отношений
Кейс 1. Удаление персональных данных уволенных сотрудников нанимателем в системе «1С»
Наниматель ведет учет персонала в автоматизированной системе «1С».
1. Как и когда необходимо уничтожать из указанной системы персональные данные работников после их увольнения?
2. Может ли наниматель для учета персонала использовать в работе в бумажном виде личную карточку работника (ранее – карточка формы Т-2) и хранить ее без согласия работника в соответствии с Перечнем типовых документов после прекращения трудовых отношений в течение 55 лет (п. 674 Перечня типовых документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения (приложение 1 к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140)?
3. Как поступить с находящимися в организации на хранении личными карточками работников (ранее ‒ формы Т-2), содержащими персональные данные (в том числе фото), уволенных 5, 10, 30 лет назад?
Кейс 2. Как правильно уничтожить контракт: нюансы соблюдения законодательства о защите персональных данных
Трудовые договоры, контракты содержат сведения, отнесенные в установленном порядке к иной охраняемой законом тайне – к персональным данным.
Как правильно уничтожить такие документы и не нарушить законодательство о защите персональных данных?