Спикер: Екатерина Кухарева, руководитель ООО «СейфИнфо», начальник отдела практической медиации УПУ «Центр “Медиация и право”», практикующий юрист, медиатор, магистр права, имеет опыт работы в должности судьи суда Ленинского района г. Минска, специализировалась на рассмотрении гражданских дел, в том числе по спорам о защите прав потребителей
1. Типичные ошибки продавца (исполнителя, производителя) в спорах с потребителями (по гарантийному сроку, качеству товара, по технически сложным товарам и др.). Рекомендации по взаимодействию с потребителями.
2. Разбор кейсов.
Кейсы:
1. Потребитель направил письменное требование о возврате денег за бракованный товар. Аналогичные заявления регулярно поступают от потребителей с разными требованиями (гарантийный ремонт, проверка качества). Некоторые содержат, например, жалобы на на неудачный ремонт. Требуют ли такие заявления обязательной регистрации в системе "Обращение.бел"? Можно ли их рассматривать как обращение граждан или они находятся вне сферы действия Закона об обращениях граждан и юридических лиц?
2. Юридическое лицо заключает с потребителем (физлицом) договор на услуги с предоплатой по счету. В договоре закреплено условие о возможной корректировке окончательной цены после оказания услуг по факту. Правомерна ли такая схема расчета с потребителем?
3. Потребитель обнаружил, что организация взяла с него плату за услугу, которую обещала предоставить бесплатно. Потребитель требует возвратить деньги и выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами. Насколько это правомерно?
4. Потребитель приобрел и оплатил непродовольственный товар по скидке, но не забрал товар в этот же день. В товарном чеке было указано, что в случае изменения цены в период с даты оплаты до даты отгрузки товара, отгрузка производится по ценам действующим на дату отгрузки. На следующий день цена на данный товар увеличилась. Может ли продавец требовать доплатить за ранее оплаченный товар или нет? Или такая формулировка является нарушением прав потребителя?
5. Потребитель забронировал номер в гостинице и оплатил услуг в полном объеме. В день заселения в гостиницу, он не вселился и об отмене проживания не сообщил. Можно ли в данном случае отнести к понесенным исполнителем расходам, стоимость проживания в гостиничном номере и не возвращать уплаченные денежные средства?
6. На сайте перевозчик указал цену, по которой потребитель забронировал услугу за две недели до поездки. Однако, спустя две недели цена изменилась, о чем потребителю сообщил оператор и попросил доплатить за услугу (перевозчик внес соответствующие изменения на сайте). Потребитель отказался. Может ли перевозчик менять стоимость услуги в одностороннем порядке в отношении уже оплаченной услуги?
7. Покупатель обратился с просьбой вернуть товар надлежащего качества. Товар относится к сложнотехническим и соответственно возврату и обмену не подлежит. Товар приобретался по карте рассрочки. Продавец готов пойти на встречу и забрать товар, но с условиями возмещения, связанными с возвратом товаров расходы. Можем ли он потребовать к возмещению транспортные расходы и расходы по банковской комиссии, которую банк снял с суммы оплаты по рассрочке и сумму комиссии, которую взял основной банк за транзакцию по карточке?
8. Потребитель приобрел товар частично по подарочному сертификату: 50 р. номинал сертификата + 50 р. доплатил самостоятельно. Через 10 дней потребитель вернул товар, который оказался надлежащего качества. На момент возврата товара срок действия сертификата истек. Какую сумму продавец должен вернуть потребителю: 50 р доплаты или 100 р. с учетом номинала сертификата?