28 ноября 2024 | Минск

Кейс-конференция

«Защита прав производителей и продавцов:
опыт, практика, решения»

На кейс-конференции мы разберем ключевые проблемы, с которыми сталкиваются компании при обращении потребителей. Вы получите ответы на важные вопросы: вправе ли потребитель в одностороннем порядке расторгнуть договор и при наступлении каких обстоятельств, в каких случаях необходимо подключать эксперта при разрешении спора с потребителем, как исчислять гарантийные сроки и т.д.

Кроме этого, мы рассмотрим последние актуальные судебные кейсы по спорам с потребителями, а также разберем ваши практические ситуации и совместно выработаем практические рекомендации, которые помогут вам эффективно защищать интересы вашего бизнеса.
Спикеры
  • Михаил Ходосевич
    заместитель директора ООО «Арцингер Лигал»
  • Ряузов Василий
    управляющий партнер ООО «Юридическая фирма “Лоер Сити”»
  • Костюкович Виктор
    судебный эксперт, автотехник ООО «Центр экономических и технических экспертиз»
  • Рыбалкин Андрей
    адвокат Минской областной специализированной юридической консультации «Гражданское и инвестиционное право. Разрешение споров» Минской областной коллегии адвокатов
  • Залевская Зарина
    адвокат Минской областной юридической консультации № 4.
  • Шимонович Андрей
    адвокат Минской областной коллегии адвокатов
Программа конфренции
09.30–10.00
09.30–10.00
Регистрация участников
10.00–10.45
10.00–10.45
Блок 1. Ожидаемые изменения законодательства в сфере защиты прав потребителей: разбор проекта

Спикер: Михаил Ходосевич, заместитель директора ООО «Арцингер Лигал»

1. Расширение прав потребителей и установление обязанностей владельцев интернет-площадок
2. Что изменится в части ответственности за нарушение прав потребителей
3. Что учитывать при продаже товаров с использованием сети Интернет (выбор продавцом формы оплаты и определение места приобретения товара, информация о продавце)
4. Изменения в части защиты прав потребителей финансовых услуг
5. Корректировка норм по вопросам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг
6. Изменения в компетенции государственных органов
7. Компетенция общественных объединений, размер и возмещение расходов

Разбор кейсов и ответы на вопросы участников:
1. Согласно п. 3 ст. 22 Закона в случае безвозмездного устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Товар был передан потребителем продавцу, а тот передал его в ремонт. Ремонтная организация заявила, что ущерб товару причинен в результате неправильной эксплуатации, и товар был возвращен потребителю. Учитывается ли этот период как период неиспользования товара?

2. Потребитель приобрел смартфон. В течение гарантийного срока смартфон был сдан по гарантии на ремонт в связи с проблемами экрана. Через неделю после ремонта проблема возникла снова. Потребитель требует возврата денежных средств. Имеет ли право продавец осуществить ремонт вместо возврата денежных средств?

3. Продавцу потребовалось 45 дней на замену товара ненадлежащего качества на новый, а затем в новом товаре опять был выявлен брак, и потребитель заявил второе требование о замене. С какого момента срок предоставления замены товара начнется заново — с момента заявления второго требования или в связи с тем, что товар был бракованным, с момента заявления первого требования?

4. Если у продавца нет подменного фонда на период замены товара, вправе ли продавец отказаться заменять товар? Какие действия продавца в данной ситуации будут корректными?
10.45‒11.45
10.45‒11.45
Блок 2. Построение работы с потребителями в компании: зоны ответственности сотрудников подразделений
Спикер: Ряузов Василий, управляющий партнер ООО «Юридическая фирма “Лоер Сити”»

1. Основные изменения положений Закона «Об урегулировании неплатежеспособности»
  • Понятие должника, неплатежеспособности, несостоятельности, банкротства
  • Основания для обращения в суд с заявлением о несостоятельности
  • Основания для обращения в суд должника с заявлением о банкротстве
  • Основания для обращения в суд кредитора с заявлением о банкротстве
  • Особенности возбуждения дела о банкротстве ликвидируемого должника
  • Назначение управляющего

2. Удовлетворение требований кредиторов в соответствии с Законом «Об урегулировании неплатежеспособности»
  • Предъявление требований кредиторов
  • Очередность требований кредиторов
  • Требования участников, учредителей и аффилированных лиц
  • Требования залоговых кредиторов

3. Единый государственный реестр сведений о банкротстве
11.45–12.30
11.45–12.30
Блок 3. Экспертиза по делам о защите прав потребителей: как избежать ошибок
Спикер: Костюкович Виктор, судебный эксперт, автотехник ООО «Центр экономических и технических экспертиз»

1. Особенности проведения досудебных и судебных экспертиз.
2. Привлечение эксперта как способ досудебного разрешения спора с потребителем. Отвод эксперту: правовые обоснования.
3. Какие условия нужны эксперту для признания товара ненадлежащего качества?
4. Разбор кейсов и ответы на вопросы участников
12.30-13.15
12.30-13.15
Блок 4. Конфликт с потребителем: досудебное разрешение спора
Спикер: Рыбалкин Андрей, адвокат Минской областной специализированной юридической консультации «Гражданское и инвестиционное право. Разрешение споров» Минской областной коллегии адвокатов

1. Досудебная стадия разрешения конфликтной ситуации с потребителем: претензия потребителя.
2. На что может претендовать потребитель при реальном (мнимом) нарушении прав?
3. Урегулирование разногласий с потребителем в досудебном порядке: всегда ли необходимо?

Разбор кейсов и ответы на вопросы участников
1.Потребитель предъявил требования к продавцу о недостатке товара в гарантийный срок. Продавец устранил недостаток, который присутствовал. Можно ли считать такой товар товаром ненадлежащего качества?

2.Вправе ли организация выставить физическому лицу дополнительный счет на возмещение затрат по ремонту (замене) товара ненадлежащего качества в период действия гарантии?

3.В какие сроки обслуживающая организация – сервисная компания должна провести проверку товара после приемки в ремонт?

4.В каких случаях потребитель может не забирать товар, который был в ремонте по гарантии? Может ли он отказаться от товара совсем, заявляя о том, что последний не соответствует заявленным характеристикам?

5.Как долго сервисная компания должна хранить товар, если потребитель не забирает его после ремонта?

6.Потребитель обратился в обслуживающую организацию по гарантии, но в период доставки товара гарантийный срок истек. Может ли сервисный центр не принимать такой товар по гарантии?

7.Если потребитель требует расторгнуть договор, будет ли это считаться расторжением в одностороннем порядке? Есть ли такое право у продавца?

8.Можно ли уменьшить размер взыскиваемых с продавца расходов общественного объединения потребителей, которое выступает в интересах потребителя (судебные расходы)?
Автодилер нарушил срок поставки автомобиля (по вине завода-изготовителя) – 30 календарных дней. У покупателя заключен договор с банком по кредитованию (под залог автомобиля), по которому он обязан в течение также 30 календарных дней предъявить банку автомобиль и заключить договор залога. По истечению 30 календарных дней банк начал начислять покупателю неустойку за каждый день просрочки. Покупатель подал заявление в Банк на заключение дополнительного соглашения о продлении срока на заключение договора залога (оплатив заявление за собственные средства). Теперь покупатель требует автодилера возместить ему понесенные расходы (заявление в банк, неустойка) и моральный ущерб. Как в данной ситуации лучше всего поступить автодилеру?
13.15-14.00
13.15-14.00
Кофе - пауза
14.00 - 14.45
14.00 - 14.45
Блок 5. Моральный вред: требование и возмещение
Спикер: Залевская Зарина, адвокат Минской областной юридической консультации № 4.

1. Предъявление требования о возмещении морального вреда: возмещать добровольно либо нет?
2. Размеры возмещения морального вреда: как самостоятельно определить сумму выплаты?

Разбор кейсов и ответы на вопросы участников
1.Потребитель заявил в иске требование о компенсации морального вреда. Имеет ли продавец право не выполнять это требование, так как отсутствует обоснование взыскиваемой суммы компенсации? Какие аргументы стоит приводить в отзыве на иск для оспаривания заявленной суммы компенсации морального вреда?

2.Освобождает ли продавца от необходимости выплачивать потребителю компенсацию морального вреда за продажу некачественного товара тот факт, что недостаток в товаре допущен изготовителем (то есть производственный брак), а не продавцом?

3.Будет ли являться нарушением законодательства, если продавец в связи с продажей некачественного товара выплатит компенсацию морального вреда потребителю в произвольной сумме, так как потребитель в требовании о расторжении договора и возврате денег не указал ни размер компенсации морального вреда, ни его обоснование (нравственные и физические страдания) (ситуацию о том, будет ли в последующем потребитель обращаться в суд в связи с недостаточной суммой компенсации, не рассматриваем)?

4.Обязан ли потребитель всегда расписывать обоснование компенсации морального вреда или он может ограничиться фразой «прошу компенсировать моральный вред»?

5.Общество защиты прав потребителей, которое было привлечено потребителем для защиты своих интересов, заявило сумму взыскиваемых с продавца-ответчика расходов объединения в размере, в три раза превышающем стоимость товара (предмета спора). Можно ли уменьшить размер судебных расходов в суде?

6.Является ли суд единственной инстанцией, где можно решить вопрос о компенсации морального вреда? Имеет ли право потребитель заявить сумму компенсации морального вреда в судебном иске уже после того, как стороны договорятся в досудебном порядке?

7.Потребитель одновременно с расторжением договора и возвратом денег потребовал компенсацию морального вреда, но не указал ни размер компенсации, ни обоснование суммы компенсации (нравственные и физические страдания). Может ли продавец выплатить компенсацию морального вреда потребителю в произвольной сумме? Обязан ли потребитель расписывать обоснование суммы компенсации морального вреда или он может ограничиться фразой «прошу компенсировать моральный вред»?
14.45–15.30
14.45–15.30
Блок 6. Судебные споры в сфере защиты прав потребителей
Спикер: Шимонович Андрей, адвокат Минской областной коллегии адвокатов

1. Судебная практика по вопросам взыскания в бюджет штрафа при защите прав потребителя общественным объединением, местным исполнительным и распорядительным органом.
2. Судебная практика по вопросам возврата и обмена товаров.
3. Судебная практика по вопросам возврата денежных средств за приобретенный товар или выполненные работы по обслуживанию (ремонту) товаров ненадлежащего качества.
5. Судебная практика по вопросам взыскания неустойки и морального вреда.
15.30–16.00
15.30–16.00
Блок 7. Применение законодательства о защите прав потребителей на примере разбора конкретных кейсов
Спикер: Шимонович Андрей, адвокат Минской областной коллегии адвокатов

1.Гарантийный срок на приобретенный товар установлен 30 дней. Потребитель предъявил продавцу требования в связи с недостатком товара после истечения гарантийного срока. Если гарантийный срок на товар составляет менее двух лет, может ли потребитель заявить жалобу в течение двух лет, несмотря на гарантийный срок? Если да, то в каких случаях?

2.В ситуации, когда продлевается гарантийный срок в связи с нахождением товара в ремонте, от какой даты осуществляется продление — от даты возврата товара продавцу или от даты передачи товара продавцом в ремонтную организацию? Каким образом оформляется продление гарантийного срока? Какие производятся записи и кто их должен делать?

3.Потребитель сдал обувь по гарантии. Вправе ли продавец выставить физическому лицу счет на возмещение затрат по очистке, ремонту возвращенного товара надлежащего качества в период действия гарантии? А если была сдана обувь ненадлежащего качества?

4.В какие сроки сервисный центр должен провести проверку товара?

5.В каких случаях потребитель может не забирать товар, который был в ремонте по гарантии? Может ли он отказаться от товара совсем, заявив о том, что товар не соответствует заявленным характеристикам?

6.Как долго сервисный центр должен хранить товар, если потребитель не забирает товар после ремонта?

7.Покупатель не согласен с заключением сервисного центра и не приходит забирать товар, товар полностью не оплачен. Какие дальнейшие действия центра и самого продавца?

8.Каковы условия сервисного обслуживания товара, имеющего продленную гарантию на определенный элемент (например, гарантия на авто — 5 лет, на двигатель — 7 лет)?

9.Потребитель обратился в сервисный центр, который находится в другом городе, по гарантии, но в период доставки товара почтой до сервисного центра гарантийный срок истек. Может ли сервисный центр не принимать такой товар по гарантии?

10.Продавцу потребовалось 45 дней на замену товара ненадлежащего качества на новый, а затем в новом товаре опять был выявлен брак, и потребитель заявил второе требование о замене. С какого момента срок предоставления замены товара начнется заново — с момента заявления второго требования или в связи с тем, что товар был бракованным, с момента заявления первого требования?

11.Каков срок удовлетворения требования потребителя о возврате денег за некачественный товар?

12.Может ли организация отказаться осуществлять возврат уплаченных денежных средств в случае возврата товара без заводской упаковки?
* В программе возможны изменения (тайминга, рассматриваемых вопросов или спикеров)

Программа мероприятия разработана сотрудником ООО «Информационное правовое агентство Гревцова», является объектом авторского права и охраняется Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование программы мероприятия в коммерческих и некоммерческих целях, в том числе копирование, распространение, создание производных объектов, возможно только с письменного разрешения ООО «Информационное правовое агентство Гревцова».
Регистрация участников:
Стоимость участия
320 BYN
300 BYN