17.12.2014 - В Беларуси подведены итоги общественного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»

В Беларуси подведены итоги общественного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»

 

В целях изучения мнения общества об эффективности подходов к антикоррупционной деятельности по поручению Главы государства на публичное обсуждение был вынесен проект Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Предложения по совершенствованию законодательства о борьбе с коррупцией любой желающий мог направить в редакцию газеты «Советская Белоруссия», на Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь и интернет-сайт Генеральной прокуратуры.

В общей сложности в ходе общественной дискуссии получено более 300 откликов и писем по вопросам противодействия коррупции самой разной направленности.

Значительная часть обсуждаемых вопросов и предложений была посвящена необходимости усиления ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Поступили предложения, призванные обеспечить повышение эффективности контроля за доходами государственных должностных лиц, снизить экономическую заинтересованность в совершении корыстных преступлений.

Одновременно граждане обращали внимание на то, что введение новых запретов и ограничений для должностных лиц, особенно руководителей государственных организаций, должно сопровождаться предоставлением им дополнительных гарантий и защиты от необоснованного вмешательства в профессиональную деятельность.

Не остался в стороне и вопрос о необходимости обеспечения информационной открытости деятельности государственных органов и организаций.

Ряд инициатив рассмотрим более подробно.

1. По мнению граждан, участвовавших в обсуждении законопроекта, дополнительными действенными инструментами в борьбе с коррупцией могут являться активное гражданское участие и эффективный общественный контроль. В этой связи предложено выстроить систему общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, закрепить формы участия граждан в такой деятельности (например, участие в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией, в работе комиссий по противодействию коррупции).

2. Многими гражданами отмечалась нецелесообразность сохранения существующего запрета на работу по внешнему совместительству для «мелких» управленцев (например, начальников подразделений, служб, отделов, цехов, лабораторий на различных предприятиях). Поэтому такое ограничение должно касаться исключительно должностных лиц, обладающих реальными государственно-властными полномочиями (государственных служащих, военнослужащих и должностных лиц военизированных организаций, руководителей и главных бухгалтеров государственных организаций и негосударственных организаций, с долей государственной собственности не менее 50 процентов).

3. Высказано мнение о необходимости декларирования должностными лицами и их родственниками денежных средств в сумме, превышающей 2 000 базовых величин, хранящихся вне банковских организаций. Данный подход позволит отследить реальный рост сбережений указанных лиц либо сделать вывод о незаконном источнике доходов.

4. Для исключения формального подхода к применению мер взыскания предложено не привлекать к ответственности должностных лиц, допустивших малозначительные неточности при декларировании доходов и имущества.

5. Отмечена необходимость усиления контроля не только за доходами, но и за расходами должностных лиц в тех случаях, когда они явно не соответствуют доходам. При этом предлагается изымать имущество и денежные средства, которые хотя бы на четверть превышают законный доход.

В ходе общественного обсуждения также поднимались вопросы морального состояния общества и роли государственной идеологии в предупреждении коррупции.

При этом граждане отмечали, что первопричиной коррупции является недостаточно высокий моральный уровень общества в целом и чиновников в частности. Поэтому одних запретительных и карательных мер недостаточно, основным инструментом профилактики коррупции должна стать идеология. Предлагалось последовательно двигаться к тому, чтобы антикоррупционная работа строилась на использовании мер упреждения, формировании отношения к коррупции как к безнравственному поведению, создании атмосферы нетерпимости к проявлениям коррупции, обеспечении «невыгодности» коррупционного поведения с учетом неотвратимости наказания, активизации проведения информационной работы с населением.

Кроме того, отдельные предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения, непосредственно не относились к антикоррупционной тематике (например, об установлении максимального размера торговой надбавки при поставках товаров по итогам процедур государственных закупок, о повышении количества безналичных расчетов при оплате товаров и услуг с целью противодействия теневой экономике). В этой связи такие вопросы будут изучены Генеральной прокуратурой в рамках отдельной работы, не связанной с проектом Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

По итогам всестороннего и комплексного анализа поступивших инициатив Генеральной прокуратурой обеспечена доработка проекта Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». В настоящее время данный законопроект проходит согласование с заинтересованными государственными органами. После завершения этой работы проект Закона будет в установленном порядке внесен на рассмотрение Главы государства.

По информации Генеральной прокуратуры Республики Беларусь

оставить комментарий

система комментирования CACKLE

Наши клиенты: