29.10.2014 - Нововведения в законодательстве

Досудебное соглашение о сотрудничестве, уголовно-правовая компенсация и другие нововведения в законодательстве

Дополнения и изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях планируют принять белорусские парламентарии на осенней сессии.

Людмила Михалькова, председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, рассказала, каких именно перемен можно ожидать.

Досудебное соглашение о сотрудничестве

Изменения, затронут несколько значимых, уже активно обсуждаемых в обществе законодательных норм.

В частности, планируется ввести в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы нормы регулирующие заключение досудебного соглашения о сотрудничестве со следствием.

Что подразумевается: подозреваемый (обвиняемый) в совершении группового преступления может оказать помощь следствию в расследовании преступления и изобличения его соучастников – в обмен на смягчение наказания.

Предполагается, что такая мера не только поможет в расследовании преступлений в тех случаях, когда нет других источников информации, но и позволит эффективнее противодействовать организованной преступности в сфере оборота наркотиков, торговли людьми, бандитизма.

В Следственном комитете подсчитали: 8,5% от общего количества расследованных преступлений в 2013 году – это групповые преступления. 0,3% приходится на преступления, совершенные организованными группами.

В первом полугодии 2014 года доля групповых преступлений составила 8,1%. Организованными группами совершено 0,2% от общего количества оконченных расследованием преступлений.

Людмила Михалькова пояснила, в чем сущность досудебного соглашения о сотрудничестве. И уточнила, что оно может быть заключено по всем категориям дел, кроме уголовных дел ускоренного производства.

От подозреваемого потребуется: признать вину; указать действия, которые он обязуется совершить для содействия следствию в расследовании преступлений, изобличении соучастников преступления, розыске имущества, приобретенного преступным путем; указать действия по возмещению имущественного вреда и заглаживанию вины; принять обязательства сообщить известные ему сведения о других преступлениях и лицах, их совершивших (это требование необязательное).

Окончательное решение о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве – за прокурором. Если все обозначенные в соглашении условия подозреваемый или обвиняемый выполнит, ему будет снижено наказание.

Срок или размер наказания снижается до половины максимального срока или размера наиболее строгого вида основного наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса. Если лицом было совершено тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с посягательством на жизнь или здоровье человека, речь идет о снижении наказания до двух третей максимального срока или размера.

Парламентарии, участвовавшие в разработке поправок в законодательство, высказывали опасения: не станет ли досудебное соглашение со следствием поводом для оговоров.

Чтобы этого не происходило, предусматривается тройная стадия проверок. Следователь изучает информацию, сообщенную обвиняемым, прокурор участвует в заключении соглашения, а в дальнейшем суд проверяет соблюдение условий со стороны обвиняемого и в случае необходимости может вернуть дело на доследование.

В принципе, уточнила Людмила Михалькова, практика досудебных соглашений вряд ли станет массовой – слишком много нюансов тут задействовано.

Схожий институт досудебного соглашения существует в уголовном процессе ряда европейских стран и США.

Уголовно-правовая компенсация

Еще одно новшество касается лиц, совершивших нетяжкие преступления, к которым может быть применена мера материального характера – денежная выплата как одно из средств загладить вину перед обществом. В основном, предполагается, эта мера будет распространяться на дела против личности, не против государственных интересов.
Уголовно-правовая компенсация может применяться как одно из условий:

  • если виновный осужден с условным неприменением наказания (ст. 78 УК) – суд может обязать его уплатить в доход государства от 30 до 100 базовых величин;
  • если человек, совершивший преступление, освобожден от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 88 УК) – речь идет о возмещении 50% причиненного преступлением ущерба (вреда), но эта сумма не может быть меньше 30 базовых величин.

Сама по себе эта мера не относится к самостоятельным уголовно-правовым институтам и должна лишь сделать более эффективными прописанные в Уголовном кодексе механизмы, которые позволяют не изолировать от общества тех, кто раскаялся в своих преступлениях.

Институт освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением причиненного ущерба и уплатой дохода, полученного преступным путем (ст. 881 УК), остается при этом неизменным.

К слову, высказывается идея, что на основе взимаемой уголовно-правовой компенсации может быть создан фонд для потерпевших – для возмещения понесенного ими ущерба. Сейчас вопрос находится в стадии проработки.

Экономический (деловой) риск

Более конкретным было решено сделать понятие об экономическом (деловом) риске в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях.

В действующей редакции уголовного и административного законодательства, сказала Людмила Михалькова, риск признают обоснованным, если допустившее его лицо предприняло все возможные меры для предотвращения вреда правоохраняемым интересам и если поставленной цели нельзя было достичь иными, не связанными с риском действиями.

То есть в законодательстве нет четкого определения, какие именно меры и в каком объеме должны быть предприняты, чтобы деяние было признано совершенным в условиях обоснованного риска. Нет и конкретного требования оценить экономический эффект от связанных с риском действий.

В новой редакции экономический (деловой) риск будет признан обоснованным при следующем условии: поставленной цели можно было достигнуть с меньшим риском, но и экономический результат был бы тогда меньше.

Дополнительно в УК и КоАП закрепят признание риска обоснованным, если допустившее его лицо рассчитывало, что предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий. В данном случае имеется в виду, что были соблюдены все требования законодательства о финансово-хозяйственной деятельности; в договорах были максимально проработаны форс-мажорные оговорки (эмбарго, забастовки, скачки курсов валют и прочее).

Ответственность обязанных лиц

УК и КоАП затронут изменения в части установления ответственности обязанных лиц. А конкретно – ответственности за уклонение от работы после трудоустройства, повлекшее неисполнение обязательств по возмещению расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

По действующему законодательству ответственность наступает только тогда, когда обязанные лица уклоняются от трудоустройства, к которому их обязал суд (ст. 9.27 КоАП).

На самом деле и из трудоустроенных обязанных лиц работают далеко не все, а привлечь их к уголовной ответственности можно, только если у них накопилось 10 или больше дней прогулов в течение 3 месяцев.

Предположим, обязанное лицо появляется по месту трудоустройства, но фактически от работы уклоняется. Или прогуливает, но не 10, а, скажем 8 или 9 дней в течение 3 месяцев. Тогда привлечь его ни к административной, ни к уголовной ответственности нельзя.

Обязанные лица чувствуют себя безнаказанными, а бюджет не досчитывается средств на содержание их детей. Изменения в законодательстве должны помочь исправить ситуацию, пояснила парламентарий.

В Министерстве образования, к слову, даже подсчитали, что общая задолженность по возмещению средств на содержание детей на гособеспечении уже к 1 января прошлого года составляла 327,8 миллиардов рублей.

Еще дополнения и изменения

Также в уголовный процесс вводится стадия предварительного судебного заседания. Именно на этом этапе будет рассматриваться в том числе соблюдение выполнения досудебного соглашения о сотрудничестве. В гражданском процессе аналогичная стадия уже существует и успела себя хорошо зарекомендовать.

Максимальный срок ареста будет снижен с 6 до 3 месяцев для взрослых и до 2 – для несовершеннолетних. Снизятся и минимальные сроки лишения свободы за некоторые преступления, в частности, за торговлю людьми (ст. 181 УК) – с 5 до 3 лет (максимальный срок по-прежнему 7 лет).

Изменения затронут практику применения отдельных составов преступлений (противодействие незаконной предпринимательской деятельности, посягательство на половую свободу и неприкосновенность, торговля людьми). И декриминализацию отдельных деяний, когда за подделку проездных документов, например, будет предусмотрена не уголовная, а административная ответственность (ст. 11.33 КоАП).

В ряд статей в санкции вместе с другими видами наказания вводится штраф. А максимальный размер штрафа за преступления против порядка осуществления экономической деятельности и против интересов службы возрастет до 5000 базовых величин вместо 1000.

Это и некоторые другие дополнения и изменения в Палате представителей рассмотрят на очередном заседании осеней сессии 4 ноября. Парламентарии год работали над законопроектом, всего изменения и дополнения затронут более 200 статей.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

(фото - НЦПИ)
 

оставить комментарий

система комментирования CACKLE

Наши клиенты: